Контакты

Наш адрес:

Москва, Бумажный проезд, 2/2
Email: [email protected]

Текст #000301

Недавно я побывал в Алма-Ате, где во время войны находились в эвакуации две наши ведущие киностудии — «Мосфильм» и «Ленфильм». Прошло более сорока лет. Город трудно узнать. Гостиницы «Дом Советов», где пришлось провести целых три года, уже нет. Сколько же тогда там проживало удивительных людей! Писатели, режиссеры, актеры, композиторы, кинематографисты разных профессий... Теперь на этом месте стоит большой многоэтажный дом...
Вот там, в этой переполненной гостинице, Сергей Михайлович Эйзенштейн дал мне прочитать сценарий его будущего фильма «Иван Грозный». Это был первый вариант, еще без диалогов. И я, честно говоря, во многом не разобрался. Кое-что Эйзенштейн пояснил, а на вопрос, кто будет играть царя, ответил со значением:
— Николай Черкасов.
Я, конечно же, знал Черкасова по его ролям. Он всегда удивлял, покорял, вызывал споры среди студентов — начинающих актеров. А создание образа профессора Полежаева поставило Черкасова в шеренгу самых выдающихся художников. И вдруг играть вместе с самим Черкасовым!
В начале 1942 года Николай Константинович приехал в Алма-Ату. Приехал из Новосибирска, куда был эвакуирован Ленинградский театр драмы имени А. С. Пушкина.
В свой первый приезд Черкасов был в Алма-Ате всего несколько дней. Прочитал сценарий, долго беседовал с Эйзенштейном, искал грим. Мне так и не удалось с ним тогда познакомиться. Актер торопился в Новосибирск.
...Меня Сергей Михайлович утвердил на роль опричника Федора Басманова.
— А отца, Алексея Басманова, знаете, кто будет играть? — спросил Эйзенштейн. — Замечательный украинский актер Амвросий Бучма. Скоро приедет. Мы с ним списались.
Приехал Бучма. Он был с Театром имени И. Франко тоже в Казахстане, в Семипалатинске.
Из Омска отозвался Абрикосов. Из Чимкента — Михаил Названов.
Из Ленинграда в Алма-Ату в эти дни прибыла группа братьев Васильевых, снимавшая «Оборону Царицына». Из актеров этой группы на роли в «Иване Грозном» Эйзенштейн выбрал Михаила Жарова и Павла Кадочникова.
По совету Черкасова на роль Пимена был приглашен старейший актер Ленинградского театра драмы имени А. С. Пушкина Александр Мгебров — интереснейший человек.
Людмила Целиковская была утверждена на роль Анастасии.
Так постепенно, с огромными трудностями был собран весь актерский состав. Съемки начались зимой. В двадцати пяти километрах от Алма-Аты, в колхозе имени Второй пятилетки...
Позднее Эйзенштейн рассказывал, что на первой беседе с Черкасовым по поводу «Ивана Грозного» Николай Константинович вспоминал, как когда-то юнцом он работал в мимическом ансамбле Мариинского оперного театра и имел возможность множество раз видеть на сцене Федора Ивановича Шаляпина. И видел его в роли Ивана Грозного в «Псковитянке». Черкасов показывал Эйзенштейну, как ходил Шаляпин, как смотрел, какой у него был посох, какой грим. За несколько часов беседы с Эйзенштейном актер с «помощью» Шаляпина проиграл несколько сцен. После чего Эйзенштейн заметил: «Вот так и играйте!..»
И дальше, помнится, о том, как играть, разговора на съемках не было. Здесь следует учесть, разумеется, что для Эйзенштейна и Черкасова это была уже вторая встреча: в 1938 году они вместе сделали «Александра Невского».
Меня поражало, как Николай Константинович легко овладевал мизансценами Эйзенштейна. А надо сказать, это было нелегкое дело. Ведь у Сергея Михайловича все было продумано до мелочей, до поворотов, наклонов, даже жестов. Актеров он просто вгонял в свои «оглобли». Сразу, с непривычки актерам это нелегко. И когда я, пришелец из студии Станиславского, недоумевал, а то и противился, Эйзенштейн говорил: «Вот посмотрите на Черкасова. Он все может. Он идеальный киноактер».
Я поражался и тому, как себя держит Черкасов на съемке: все время шутит, смеется» Подзадоривает, разыгрывает товарищей. И это сразу после сложнейших эйзенштейновских съемок! Закажите создание сайта в нашей веб-студии

Подписаться на новости

Получайте новости об акциях и специальных предложениях компании
P.S.: Мы против спама!

Преимущества

- подберём и настроим комплекс для конкретных задач;
- фиксирует проезд, госномер, нарушения ПДД;
- устанавливается на автодорогах, стоянках, в бизнес-центрах;
- установлено свыше 300 комплексов;
- комплексы «Поток» применяются с 1997 года.
53f1ae176c1a99000726b59f658d6105