Как-то по телевизору показали старый фильм «Искатели» по роману Даниила Гранина. Там главного героя, ученого, только что снявшего с себя военную гамнастерку, играл совсем еще молодой актер Евгений Матвеев. Благодарная фактура, яркий темперамент, обаяние — отлично помню, как все мы сразу выделили тогда Матвеева из многих и многих, как бы ни была спрямлена драматургическая схема образа.
Потом прошли годы и годы. Актер из Новосибирского театра «Красный факел» завоевал кинематографические высоты, кажется, играючи — но, конечно, это только кажется. Тем не менее, «госпожа удача» предоставила ему такую роль из ролей, как Нехлюдов в экранизации толстовского «Воскресения». Он сражался с ней мужественно, постигая философские высоты, преодолевая неизбежную статуарность образа, особенно заметную рядом с неуемной Катюшей — Семиной. Словно в благодарность явился его Нагульнов из «Поднятой целины» — безусловная вершина актерского творчества Матвеева.
Мы потому начали с Матвеева-актера, что в новой его режиссерской работе «Время сыновей» он исполняет роль академика Кордина. И рядом с ним — Борис Плотников в роли старшего сына, кроткого, послушного последователя своего отца, неожиданно проявившего в критическую минуту и силу воли, и принципиальность. Эта пара, отец и сын, составляют основной смысловой стержень картины. А есть еще совсем, казалось бы, эпизодический персонаж — некий инженер, практик, который не прочь толкнуться в приоткрывшуюся вдруг дверцу в науку крепким хамоватым плечом. В этой роли, где все на подтекстах, но так явственно прочерчивается характер наглого прагматика, дельца, великолепен Алексей Жарков, актер, по последним своим работам в «Торпедоносцах» или «Параде планет» резко выдвинувшийся с «задворок» эпизодов в любопытнейшие мастера характерного кинописьма.
Картина поставлена по мотивам романа «Пробел в календаре» известного писателя Иосифа Герасимова, который давно предан одной из самых трудных тем нашей современной прозы — теме производства, теме науки и научно-технического прогресса. Но, на мой взгляд, у писателя (и, соответственно, у режиссера) в новой работе есть и явные просчеты. Определенная спрямленность, предугадываемость конфли кта ста рше го Кордина с сыновьями, крах главного героя — все это можно «прочитать» уже в запевке фильма. Однако же нельзя не отметить серьезности намерений создателей фильма — откликнуться на злобу дня сегодняшнего, поговорить о связи науки с производством. Насколько им это удалось — решать зрителю. remont-kvartirspb